По материалам журнала «Архивъ внутренней медицины» №1 2021
В настоящее время имеется достаточно публикаций, посвященных рациональному применению нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) и возможным рискам развития нежелательных явлений у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями на фоне приема НПВП. Описаны возможности повышения риска развития острого коронарного синдрома, инфаркта миокарда, инсульта, дестабилизации артериального давления у пациентов с артериальной гипертонией, нарастание отечного синдрома у пациентов с сердечной недостаточностью. Эти данные легли в основу разработанных и опубликованных рекомендаций, алгоритмов рационального выбора и применения НПВП у пациентов с различными коморбидными заболеваниями.
Эти рекомендации и алгоритмы предназначены для врачей, которые должны с учетом всех рисков выбрать оптимальную стратегию применения НПВП. Однако в реальной клинической практике пациенты нередко самостоятельно начинают прием препаратов из группы НПВП и делают это без учета всех разработанных рекомендаций и алгоритмов. Причем это касается не только больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, но и с другой коморбидностью, в том числе, хронической болезнью почек. При этом пациенты могут одновременно принимать несколько препаратов, использовать различные пути введения, с длительностью от нескольких месяцев до нескольких лет. Ситуация усугубляется тем, что врачи нередко не имеют информации о таком самостоятельном приеме НПВП пациентами или, к сожалению, не всегда учитывают такую возможность в своей практике. Вопрос об использовании НПВП пациентами с сердечно-сосудистой коморбидностью в реальной клинической практике остается открытым.
В исследовании приняли участие 103 (54%) мужчины и 87 женщин, средний возраст пациентов составил 62,05 ± 11,11 года. Причиной госпитализации у большинства пациентов явилась острая коронарная патология — 116 (61%), у 34 (18%) пациентов — декомпенсация сердечной недостаточности, у 21 (11%) — различные нарушения ритма; у 15 (8%) — гипертонический криз на фоне неконтролируемой артериальной гипертензии, у 4 (2%) пациентов — тромбоэмболия легочной артерии.
В течение месяца перед госпитализацией НПВП по различным причинам принимали 92 (48%) пациента: 42 (46%) мужчины и 50 (54%) женщин. Средний возраст пациентов, принимавших НПВП, выше, чем у пациентов, не принимавших НПВП (63,98±11,62 года и 60,20±10,27 лет, соответственно, p=0,018). Среди пациентов, вынужденных принимать НПВП в течение последнего месяца, боль в суставах, как основную причину или одну из причин приема НПВП указали 43 (47%) пациента, головную боль — 40 (43%) пациентов, боль в спине — 30 (33%) больных. У 15 (16%) пациентов причиной приема НПВП явилась зубная боль, у 14 (15%) — боль в грудной клетке, у 11 (12%) больных — мышечно-скелетные боли. Несколько причин для приема НПВП отметили 40 (43%) пациентов (в основном, сочетание суставных болей и болей в спине).
Почти половина пациентов, госпитализированных в отделения экстренной кардиологии, в течение предшествующего месяца принимали НПВП. Большая часть пациентов вынуждена принимать НПВП часто, регулярно и продолжительно. Более трети обследованных пациентов использовали различные способы введения препаратов, в том числе неоправданно частое и длительное парентеральное применение или одновременное использование различных способов введения различных лекарственных препаратов.
Источник: ПАЦИЕНТЫ С СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ И ПРИЕМ НПВП: РЕАЛЬНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА; А.П. Ребров, М.А. Тяпкина *, Н.А. Кошелева; ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, кафедра госпитальной терапии лечебного факультета, Саратов, Россия; Архивъ внутренней медицины № 1 2021; https://www.medarhive.ru/jour/article/view/1115/969